Какой смысл в коллекционировании орхидей, если они клонируются ?


Какой смысл в коллекционировании орхидей, если они клонируются ? С помощью меристемы любое растение может быть воспроизведено чуть ли не в миллионах идентичных копий. Все эти копии будут стоить не более десяти долларов каждая. В чем тогда ценность орхидеи ? Ведь нет никакого, абсолютно никакого смысла коллекционировать, например, шестидолларовые каттлеи ! Ведь это на самом деле не марки, они требуют достаточных затрат и сил, и времени, и места, наверное, самое главное места. Зачем тогда это нужно ? Кто видит какой-нибудь смысл из коллекционеров, подскажите !!! Может быть, стоит ограничиться просто фитодизайном и рассматривать орхидеи как его экзотический и капризный в культуре элемент ???



Все течет все изменяется - ;-) - главное в том от чего получаешь удовольствие - Mak - 10:53 12 09 2001

Все течет все изменяется - ;-) - главное в том от чего получаешь удовольствие - то и ценишь Кстати - какие марки ценнее - гашеные или чистые ? ;-))



Хочу Вас успокоить, Митя, нет причин для волнения (о трех аспектах коллекционирования орхидей) - Д.В. - 11:00 12 09 2001 juriev@mail.ru

Хочу Вас успокоить, Митя, нет никаких причин для волнения. Коллекционирование сортовых орхидей жило, живет и будет жить всегда. И вот по какой причине. Коллекционирование сортовых орхидей представляет собой на редкость сложный и интересный феномен. Я бы сказал, что уникальный в своем роде. Оно в сущности имеет три основных аспекта (и, возможно, еще много более мелких, нефундаментальных). Эти аспекты - эстетический, биологический и культурологический. Начнем по порядку.

Первый, эстетический аспект более или менее понятен. Кратко, цветущее растение должно быть прекрасным. Хотя это требование равно как и входящее в него понятие красоты нуждается в раскрытии, и мы, вглядываясь в него глубже, видим, что красота оказывается и историчной, и зависящей от национальных традиций и пристрастий. Но с высоты птичьего полета все выглядит более или менее ясно.

Второй из перечисленных, биологический, аспект включает в себя целый спектр различных требований. Растение должно быть физиологически совместимо с теми условиями, в которых его предстоит содержать, акклиматизировано и районировано. Это касается как климатических условий данной местности, так и конкретного помещения, где оно будет расти. Что уж говорить, наше жилище мало собой напоминает открытые пространства и среднерусской равнины, и сибирской тайги. Другое пожелание, о котором уже говорилось, - породистость растения. Оно позволяет сохрянять и передавать стабильно по наследству желаемые признаки, составляющие как его эстетическую ценность, так и биологические достоинства. Кроме упомянутых это, например, ранние сроки цветения, частота цветения в данных конкретных условиях и так далее.

Наконец, третий, с моей точки зрения наиболее интересный, аспект - культурологический. Существует известное определение буддизма - "буддизм это то, что исповедует буддийская община". Подобно этому, можно сказать, что коллекционирование сортовых орхидей это то, чем занимаются коллекционеры. Ну, а коллекционерами являются разумеется те, ккоторых считают таковыми им подобные. Основное условие - коллекционер занимается коллекционированием. И это вовсе не тривиальный порочный круг, а довольно гибкая схема. В частности, из нее следует, что фитодизайнер или коммерческий производитель не коллекционеры, ведь они занимаются совсем другими делами. Как следствие, двигаясь от обратного можно утверждать, что для коллекционера представляют интерес именно те растения, которые не особенно интересны ни фитодизайнеру, ни коммерсанту. И если что-то понравилось последнему, то оно автоматически перестает быть коллекционным. Вообще-то говоря, массовый рынок вполне предсказуем, поэтому опасности, что в нем произойдет что-то неожиданное и пристрастия массового потребителя или производителя изменятся, нет абсолютно никакой. На самом деле и теми, и другими управляет определенная, не всегда ими осознаваемая логика, о которой коллекционер может составить себе понятие. В ее отрицании и заключается негативная сторона логики самого коллекционера. Поскольку коллекционеры нечасто используют микроразмножение, то нет никакой опасности, что кто-то отклонирует коллекционное растение. Размноженное оно потеряет ценность для коллекционеров, но не приобретет по самой своей природе никакой ценности для массового потребителя. Это предполагает, что коллекционное растение в чем-то особенное, неповторимое, и не рассчитанное на широкую публику. И, конечно же, дорогое. Скажем прямо, коммерсант скорее отклонирует что-нибудь более дешевое и более окупаемое на его рынке, чем коллекционную орхидею. Таким образом, мы видим, что изначально негативная логика отталкивания от вкусов коммерсантов становится позитивной. Именно, в этой позитивной области возникает возможность говорить об индивидуальной манере оригинатора, о стиле определенного сообщества таковых и прочая, и прочая, и прочая из искусствоведческого арсенала.

Итак, я надеюсь, что мои рассуждения успокоили Вас, Митя. Полагаю, что они смогут дать и новую пищу для Ваших раздумий. И это не будет бессмысленно, ведь наше увлечение орхидеями является одним из прекраснейших, интереснейших и благороднейших занятий, в котором находят что-то свое близкое и родное представители самых разных профессий и психических складов. Успехов Вам !



Один старый советский анекдот - Д.В. - 12:30 12 09 2001

Встречаются как-то американец, француз и русский. Разговор заходит об автомобилях. У кого лучше и кто лучший водитель. Американец говорит: "Еду на мерседесе, в одной руке руль, в другой сигара. Что может быть замечательнее ?" Француз: "Еду на ситроене, в одной руке руль, другой обнимаю любовницу. Что может быть прекраснее ?" Русский: "Еду на запорожце. В одной руке папироска, другой обнимаю жену. Что еще человеку надо ?" Американец и француз в один голос недоумевают: "А руль-то кто держит ?". Русский их успокаивает: "А зачем его держать, все равно запорожец из колеи в сторону не вылезет!"



Нельзя ли чуточку поконкретнее - Митя - 19:44 12 09 2001

Нельзя ли чуточку поконкретнее. Какой-нибудь пример коллекционного, что не привлекает коммерсантов. Мне-то кажется, что их привлекает все, что можно продать с прибылью. ВЫГОДНО КУПИТЬ, ВЫГОДНО ПРОДАТЬ, ЧТОБ ПОБОЛЬШЕ ВЗЯТЬ И ПОМЕНЬШЕ ДАТЬ.



Ответ на просьбу Мити о том, нельзя ли поконкретнее - Д.В. - 21:22 12 09 2001

Попытаюсь, Митя, ответить на поставленный Вами вопрос поконкретнее. Но начну опять с того, что коммерсантами и коллекционерами неявно и подспудно управляют две разные, несовместимые и взаимно отталкивающиеся друг от друга логики. Цель коммерсанта - извлечение прибыли. Если нет прибыли, нет коммерции. Дело просто нерентабельно. Тогда это все что угодно, но только не коммерция. Конечно же, в условиях монополизма и свободного рынка извлечение прибыли имеет различные механизмы. В первом случае, правят бал барыги-спекулянты, получающие сверхприбыли, во втором же случае, мы имеем дело с купцами и предпринимателями. Но если Вы посмотрите на состояние рынка, то увидите, что в стационарном режиме в условиях свободной конкуренции прибыль не превышает по большинству товаров 20%, почти все остальное в цене - накладные расходы. При начальной (закупочной) стоимости орхидей в 5-10 долларов прибыль с одного растения не будет превышать 5 долларов. Как следствие, чтобы дело было рентабельным, коммерсант должен ориентироваться на массовый рынок, чтобы компенсировать низкую прибыль с одного растения объемом продаж. То есть, ориентироваться на вкусы массового потребителя. Зарубежом это прежде всего озеленители баров-ресторанов. Такова неумолимая логика этого бизнеса.

Для коллекционера занятие орхидеями является совершенно иным социокультурным феноменом. Коллекционер сортовых орхидей всегда держит в уме то обстоятельство, что они являются результатом творческого труда гибридизаторов и селекционеров, а не просто предметом потребления. В свете этого формируется и его представление об орхидеях как объектах желания, подобных ювелирным украшениям или платьям haute couture. И это при том, что гибридизацию орхидей можно считать как и шахматы довольно сложным, специфическим феноменом, являющимся одновременно искусством, наукой и спортом. Оставляя даже в стороне науку и спортивный элемент, мы видим, что гибридизация орхидей - уникальное искусство как просто искусство само по себе . Я лично могу выделить два характерных момента. Первый - "кумулятивность", выраженная в феномене родословных. Новые сорта создаются не с нуля, а на основании старых, уже имеющихся. Очень интересно наблюдать как на протяжении нескольких поколений направление развития изменяется под воздействием смены, как говорится, цвета времени или же культурного контекста (например, такое происходило с гавайскими сортами ванд в Тайланде или американскими на Тайване). Второй - "антропологический минимализм". Очень многое в гибридизации представляется не зависящим от человека. Скорее, гибридизатор ищет что-то в неизвестном, чем навязывает природе свою волю. Этот поиск в максимальной возможной степени для искусства безличен и чем-то напоминает труд физика-экспериментатора.

Все это делает логики коммерсанта и коллекционера почти диаметрально противоположными. Коммерсант должен показать свои растения покупателю во всей их красе, в пышном цветении. Коллекционер же ориентирован преимущественно на слово, он должен иметь возможность прочесть целую лекцию о своем растении как экскурсовод перед картиной в музее. Ведь как это ни странно, ценность произведений мскусства создается искусствоведами. Это приводит к конкретным следствиям.

Коммерсанты обычно предпочитают зацветающие в раннем возрасте растения с довольно пышным по мере возможности первым цветением. Само цветение должно быть эффектным и выразительным. Цветущее растение должно хорошо смотреться в общей массе в выставочном салоне или магазине. Например, у стандартных фалнпсисов это приводит к увлечению длинными цветоносами. Сама обстановка выставочного зала не настраивает посетителя на усилие всмотреться в растение и открыть в нем нечто неповторимое, скорее, массовый покупатель следует первоначальному довольно поверхностному порыву.

Коллекционер предпочитает продолжительное и непрерывное цветение яркому, но короткому. Интересующие его растение должно быть чем-то особенным, что раскрывается не всегда сразу и требует определенной подготовки. Его не в меньшей степени будут интересовать родословные самих растений и жизнеописания оригинаторов. Слова подчас значат больше, чем вещи. Иногда это доходит до противоположной крайности, когда коллекционер платит за имя, а не за вещь. Далее, коллекционер не рассчитывает получить все сразу, наоборот, растение, которое будет непрерывно хорошеть на его глазах в течении многих лет, окажется желаннее, чем то, которое сохранит навсегда первоначальный облик. Как следствие, коллекционер предпочтет уже упоминавшимся стандартным новелти-фалнпсисы с короткими цветоносами, число которых будет увеличиваться с каждым годом.

Надеюсь, что я в какой-то степени конкретизировал свой ответ на Ваш очень интересный, Митя, вопрос.

X