Какой смысл в коллекционировании орхидей, если они клонируются ?


Какой смысл в коллекционировании орхидей, если они клонируются ? С помощью меристемы любое растение может быть воспроизведено чуть ли не в миллионах идентичных копий. Все эти копии будут стоить не более десяти долларов каждая. В чем тогда ценность орхидеи ? Ведь нет никакого, абсолютно никакого смысла коллекционировать, например, шестидолларовые каттлеи ! Ведь это на самом деле не марки, они требуют достаточных затрат и сил, и времени, и места, наверное, самое главное места. Зачем тогда это нужно ? Кто видит какой-нибудь смысл из коллекционеров, подскажите !!! Может быть, стоит ограничиться просто фитодизайном и рассматривать орхидеи как его экзотический и капризный в культуре элемент ???

Ответ:

Хочу Вас успокоить, Митя, нет никаких причин для волнения. Коллекционирование сортовых орхидей жило, живет и будет жить всегда. И вот по какой причине. Коллекционирование сортовых орхидей представляет собой на редкость сложный и интересный феномен. Я бы сказал, что уникальный в своем роде. Оно в сущности имеет три основных аспекта (и, возможно, еще много более мелких, нефундаментальных). Эти аспекты - эстетический, биологический и культурологический. Начнем по порядку.

Первый, эстетический аспект более или менее понятен. Кратко, цветущее растение должно быть прекрасным. Хотя это требование равно как и входящее в него понятие красоты нуждается в раскрытии, и мы, вглядываясь в него глубже, видим, что красота оказывается и историчной, и зависящей от национальных традиций и пристрастий. Но с высоты птичьего полета все выглядит более или менее ясно.

Второй из перечисленных, биологический, аспект включает в себя целый спектр различных требований. Растение должно быть физиологически совместимо с теми условиями, в которых его предстоит содержать, акклиматизировано и районировано. Это касается как климатических условий данной местности, так и конкретного помещения, где оно будет расти. Что уж говорить, наше жилище мало собой напоминает открытые пространства и среднерусской равнины, и сибирской тайги. Другое пожелание, о котором уже говорилось, - породистость растения. Оно позволяет сохрянять и передавать стабильно по наследству желаемые признаки, составляющие как его эстетическую ценность, так и биологические достоинства. Кроме упомянутых это, например, ранние сроки цветения, частота цветения в данных конкретных условиях и так далее.

Наконец, третий, с моей точки зрения наиболее интересный, аспект - культурологический. Существует известное определение буддизма - "буддизм это то, что исповедует буддийская община". Подобно этому, можно сказать, что коллекционирование сортовых орхидей это то, чем занимаются коллекционеры. Ну, а коллекционерами являются разумеется те, ккоторых считают таковыми им подобные. Основное условие - коллекционер занимается коллекционированием. И это вовсе не тривиальный порочный круг, а довольно гибкая схема. В частности, из нее следует, что фитодизайнер или коммерческий производитель не коллекционеры, ведь они занимаются совсем другими делами. Как следствие, двигаясь от обратного можно утверждать, что для коллекционера представляют интерес именно те растения, которые не особенно интересны ни фитодизайнеру, ни коммерсанту. И если что-то понравилось последнему, то оно автоматически перестает быть коллекционным. Вообще-то говоря, массовый рынок вполне предсказуем, поэтому опасности, что в нем произойдет что-то неожиданное и пристрастия массового потребителя или производителя изменятся, нет абсолютно никакой. На самом деле и теми, и другими управляет определенная, не всегда ими осознаваемая логика, о которой коллекционер может составить себе понятие. В ее отрицании и заключается негативная сторона логики самого коллекционера. Поскольку коллекционеры нечасто используют микроразмножение, то нет никакой опасности, что кто-то отклонирует коллекционное растение. Размноженное оно потеряет ценность для коллекционеров, но не приобретет по самой своей природе никакой ценности для массового потребителя. Это предполагает, что коллекционное растение в чем-то особенное, неповторимое, и не рассчитанное на широкую публику. И, конечно же, дорогое. Скажем прямо, коммерсант скорее отклонирует что-нибудь более дешевое и более окупаемое на его рынке, чем коллекционную орхидею. Таким образом, мы видим, что изначально негативная логика отталкивания от вкусов коммерсантов становится позитивной. Именно, в этой позитивной области возникает возможность говорить об индивидуальной манере оригинатора, о стиле определенного сообщества таковых и прочая, и прочая, и прочая из искусствоведческого арсенала.

Итак, я надеюсь, что мои рассуждения успокоили Вас, Митя. Полагаю, что они смогут дать и новую пищу для Ваших раздумий. И это не будет бессмысленно, ведь наше увлечение орхидеями является одним из прекраснейших, интереснейших и благороднейших занятий, в котором находят что-то свое близкое и родное представители самых разных профессий и психических складов. Успехов Вам !


Смотри ответы или комментарии:

X