Какой смысл в коллекционировании орхидей, если они клонируются ?


Какой смысл в коллекционировании орхидей, если они клонируются ? С помощью меристемы любое растение может быть воспроизведено чуть ли не в миллионах идентичных копий. Все эти копии будут стоить не более десяти долларов каждая. В чем тогда ценность орхидеи ? Ведь нет никакого, абсолютно никакого смысла коллекционировать, например, шестидолларовые каттлеи ! Ведь это на самом деле не марки, они требуют достаточных затрат и сил, и времени, и места, наверное, самое главное места. Зачем тогда это нужно ? Кто видит какой-нибудь смысл из коллекционеров, подскажите !!! Может быть, стоит ограничиться просто фитодизайном и рассматривать орхидеи как его экзотический и капризный в культуре элемент ???

Ответ:

Попытаюсь, Митя, ответить на поставленный Вами вопрос поконкретнее. Но начну опять с того, что коммерсантами и коллекционерами неявно и подспудно управляют две разные, несовместимые и взаимно отталкивающиеся друг от друга логики. Цель коммерсанта - извлечение прибыли. Если нет прибыли, нет коммерции. Дело просто нерентабельно. Тогда это все что угодно, но только не коммерция. Конечно же, в условиях монополизма и свободного рынка извлечение прибыли имеет различные механизмы. В первом случае, правят бал барыги-спекулянты, получающие сверхприбыли, во втором же случае, мы имеем дело с купцами и предпринимателями. Но если Вы посмотрите на состояние рынка, то увидите, что в стационарном режиме в условиях свободной конкуренции прибыль не превышает по большинству товаров 20%, почти все остальное в цене - накладные расходы. При начальной (закупочной) стоимости орхидей в 5-10 долларов прибыль с одного растения не будет превышать 5 долларов. Как следствие, чтобы дело было рентабельным, коммерсант должен ориентироваться на массовый рынок, чтобы компенсировать низкую прибыль с одного растения объемом продаж. То есть, ориентироваться на вкусы массового потребителя. Зарубежом это прежде всего озеленители баров-ресторанов. Такова неумолимая логика этого бизнеса.

Для коллекционера занятие орхидеями является совершенно иным социокультурным феноменом. Коллекционер сортовых орхидей всегда держит в уме то обстоятельство, что они являются результатом творческого труда гибридизаторов и селекционеров, а не просто предметом потребления. В свете этого формируется и его представление об орхидеях как объектах желания, подобных ювелирным украшениям или платьям haute couture. И это при том, что гибридизацию орхидей можно считать как и шахматы довольно сложным, специфическим феноменом, являющимся одновременно искусством, наукой и спортом. Оставляя даже в стороне науку и спортивный элемент, мы видим, что гибридизация орхидей - уникальное искусство как просто искусство само по себе . Я лично могу выделить два характерных момента. Первый - "кумулятивность", выраженная в феномене родословных. Новые сорта создаются не с нуля, а на основании старых, уже имеющихся. Очень интересно наблюдать как на протяжении нескольких поколений направление развития изменяется под воздействием смены, как говорится, цвета времени или же культурного контекста (например, такое происходило с гавайскими сортами ванд в Тайланде или американскими на Тайване). Второй - "антропологический минимализм". Очень многое в гибридизации представляется не зависящим от человека. Скорее, гибридизатор ищет что-то в неизвестном, чем навязывает природе свою волю. Этот поиск в максимальной возможной степени для искусства безличен и чем-то напоминает труд физика-экспериментатора.

Все это делает логики коммерсанта и коллекционера почти диаметрально противоположными. Коммерсант должен показать свои растения покупателю во всей их красе, в пышном цветении. Коллекционер же ориентирован преимущественно на слово, он должен иметь возможность прочесть целую лекцию о своем растении как экскурсовод перед картиной в музее. Ведь как это ни странно, ценность произведений мскусства создается искусствоведами. Это приводит к конкретным следствиям.

Коммерсанты обычно предпочитают зацветающие в раннем возрасте растения с довольно пышным по мере возможности первым цветением. Само цветение должно быть эффектным и выразительным. Цветущее растение должно хорошо смотреться в общей массе в выставочном салоне или магазине. Например, у стандартных фалнпсисов это приводит к увлечению длинными цветоносами. Сама обстановка выставочного зала не настраивает посетителя на усилие всмотреться в растение и открыть в нем нечто неповторимое, скорее, массовый покупатель следует первоначальному довольно поверхностному порыву.

Коллекционер предпочитает продолжительное и непрерывное цветение яркому, но короткому. Интересующие его растение должно быть чем-то особенным, что раскрывается не всегда сразу и требует определенной подготовки. Его не в меньшей степени будут интересовать родословные самих растений и жизнеописания оригинаторов. Слова подчас значат больше, чем вещи. Иногда это доходит до противоположной крайности, когда коллекционер платит за имя, а не за вещь. Далее, коллекционер не рассчитывает получить все сразу, наоборот, растение, которое будет непрерывно хорошеть на его глазах в течении многих лет, окажется желаннее, чем то, которое сохранит навсегда первоначальный облик. Как следствие, коллекционер предпочтет уже упоминавшимся стандартным новелти-фалнпсисы с короткими цветоносами, число которых будет увеличиваться с каждым годом.

Надеюсь, что я в какой-то степени конкретизировал свой ответ на Ваш очень интересный, Митя, вопрос.


Смотри ответы или комментарии:

X